Одна из самых сложных разновидностей кузовного ремонта – это восстановление геометрии кузова. В зависимости от того, насколько серьезны повреждения, эта процедура может потребовать значительных усилий, специального оборудования и современных технологий.
Важно понимать, что геометрия кузова может меняться так, что на глаз это незаметно, но разнообразные прогибы и перекосы нарушают целостность расположения ключевых узлов в автомобиле. В результате детали изнашиваются быстрее, а значит, геометрия кузова при кузовных работах должна быть выверена идеально.
Самостоятельно восстановить геометрию невозможно – для этого необходимы не только специальные инструменты, но и оборудование, которое определит точность выправки. Сделать это на глаз не удастся никому. Для восстановления потребуются гидравлические устройства, инструменты для рихтовки, стапель, сварочная установка – все это в наличии только в специализированных автосервисах. Но самое главное – это руки опытного мастера.
Что входит в восстановление геометрии кузова?
- Приведение геометрических параметров автомобиля к первоначальному состоянию.
- Механическое воздействие для корректировки геометрии.
- Замена тех элементов, которые не подлежат восстановлению. Возможно самостоятельное изготовление или покупка готовых деталей.
- Проведение сварочных работ.
- Рихтовка кузова.
Когда проводится?
Нередко нарушение геометрии является последствием старого ДТП, после которого проводилась рихтовка, но никто не проверял геометрию кузова.
В некоторых случаях основанием для подозрений служит неравномерный ускоренный износ узлов автомобиля. В любом случае, прежде чем приступать к проведению восстановительных работ, необходимо проверить развал схождение.
Полученные в процессе проверки результаты можно использовать, чтобы решить, требуется автомобилю восстановление геометрии или нет. Его положение колес получается отрегулировать до соответствия штатным параметрам, без восстановления можно обойтись. Если же настройки не дают результата, необходимо промерять геометрию и провести ее восстановление.
Как проводится проверка?
Чтобы проверить геометрию кузова, автомобиль устанавливается и закрепляется на специальном стапеле. После этого проводятся замеры. На каждой машине есть специальные контрольные точки, расстояние между которыми прописано в документах на автомобиль. Именно эти точки определяют, не появился ли перекос. Чтобы точно определить расстояние, важно использовать подходящие мерильные инструменты.
Современные стапели оснащаются специальными сканерами, которые сами изучают геометрию автомобиля, отображая отклонение от контрольных точек на специальном мониторе.
Для этого на контрольные точки устанавливают маячки, которые передают сигнал в измерительную систему. Та, в свою очередь, сравнивает трехмерную картинку с эталоном.
Оператор может увидеть любые отклонения на мониторе. Это позволяет определить, куда прикладывать усилия, чтобы металл вернулся к необходимой форме. Если автосервис не имеет современных систем, применяется классический способ – мерильные линейки. С ними гораздо сложнее определить степень изменений геометрии.
Специалист по кузовным работам должен иметь отличное пространственное мышление, чтобы определить, куда и какие усилия нужно прилагать. Кузов – достаточно жесткая система, и если усилия прилагаются слишком сильные, происходит смещение всех углов кузова.
Восстановление производится за счет воздействия в нескольких точках с разной силой.
Какие работы проводятся на стапеле?
Автомобиль устанавливается на стапеле и закрепляется за пороги кузова (это один из вариантов крепления). Далее идут замеры положения контрольных точек автомобиля. После этого к тем точкам, которые находятся не на месте, прикладываются определенные усилия при помощи специальной системы растяжек. Усилие создается при помощи гидравлического или механического привода.
Металл, по сути, вытягивается в нужном направлении. После того как произведено вытягивание металла, опять идет замер контрольных точек. Такое восстановление геометрии кузова автомобиля не дает полного (заводского) состояния геометрии. Хотя многое зависит от того, насколько профессиональные специалисты этим занимаются.
Второй вариант крепления – шаблонный. Автомобиль крепится к стапелю за технологические отверстия в авто. Выполняется закрепление тех точек, которые совпадают. Если точки крепления не совпадают, к ним прикладывают усилие.
Для того чтобы проще было крепить, используются различные переходники и адаптеры, при помощи которых можно подстроится под разный тип автомобилей. Схема технологических отверстий есть в технической документации автомобиля.
Меняется ли прочность и жесткость кузова после восстановления геометрии?
После попадания в аварию металл кузова сминается. Восстановление геометрии кузова автомобиля несколько вытягивает металл. Поэтому есть вероятность, что металл в месте восстановления может потерять свои свойства.
Специалисты говорят, что при использовании правильной технологии, свойства металла не меняются. Т.е. не остается никаких внутренних напряжений, которые бы затем сдвигали металл в неправильное положение.
Но как происходит в реальности – зависит от каждого конкретного случая. В случае, если вытянуть металл не получается, поврежденный участок вырезается и на его место ставится (приваривается) новый сегмент кузова. Только таким способом можно избавиться от участка, не подлежащего ремонту.
Добавить комментарий